Основным методом психологического консультирования является беседа. Вспомогательные методы — это наблюдение, активное слушание, воздействие.
Давайте рассмотрим детальнее особенности консультативной беседы. Вести беседу с клиентом не так просто, если вы начинающий специалист. Что же нужно знать начинающему консультанту?
Техника ведения беседы предполагает установление контакта с клиентом, стимулирование его высказываний, умение расставлять акценты и находить в его речи логические взаимосвязи. Такой диалог дает возможность собрать полную информацию об эмоциональном состоянии клиента, его проблеме.
Таким образом, во взаимодействии психолога и клиента происходит, как самораскрытие клиента, так и исцеление его внутренних травм при помощи целительного слова психолога-консультанта.
Наблюдение — не менее важный и современный метод психологического консультирования. Почему психологу нужно владеть навыками наблюдения?
Это откроет ему много информации о клиенте, его личностных характеристиках, поведении, установках. Психолог-консультант сможет увидеть невербальные и вербальные посылы клиента и понять, насколько его слова соотносятся с тем, что он (она) говорит.
Например, клиентка может говорить, что ненавидит своего мужа, но в ее глазах будет считываться обида и любовь к нему, хотя она будет это отрицать, прикрываясь ненавистью.
Активное слушание как метод, помогает более точно понять эмоциональные переживания клиента, создать зону доверия между психологом и клиентом. Психолог, слушая клиента, демонстрирует небезразличность к беседе, свой искренний интерес, проявляет доброжелательность, вовремя задает уточняющие вопросы.
Например: «Так ли я вас понял (поняла)?», «Вы хотели сказать, что…», «Да, я понимаю вас..». Если психолог не владеет навыками активного слушания ему будет очень трудно работать с клиентами. Задача психолога — «слышать» клиента, а не делать свои субъективные выводы о нем и мотивах его поступков. Начинающим психологам свойственно самостоятельно интерпретировать причину проблем клиента, не спрашивая у него самого. Это приводит к тому, что клиент уходит, раздраженный тем, что его так и не поняли.
Воздействие при котором меняется психическая реальность клиента и формируются новые для него переживания называют влиянием. Личность консультанта также является инструментом влияния. Воздействие психолога-консультанта заключается не столько в его словах, а и в его личности.
Результативность консультации определяется не только применением техник и методов, а и во многом гармоничностью отношений консультанта и клиента. Психологу следует создать необходимые условия для трансформации душевной жизни клиента, быть «сапожником с сапогами», умеющим сопереживать, сочувствовать, проявлять искренность, открытость, эмпатично сопереживать.
Что касается методов и техник психологического консультирования, психолог может выбирать любые, в зависимости от своего опыта и полученных знаний. Главное — техники должны решать проблему клиента. Это когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия, гештальт-терапия, символдрама.
Практика саморазвития, психологии и менторства
Программа персонального наставничества для психологов
Дорожная карта старта психологической практики.
Вид обучения: Практические занятия | Подробнее
Ментор по саморазвитию и личностному росту
Дорожная карта Вашего личностного и профессионального развития.
Вид обучения: Практические занятия | Подробнее
Школа Менторства
Для экспертов любой профессии, которые хотят стать менторами для начинающих коллег и монетизировать свой профессиональный опыт.
Вид обучения: Практические занятия | Подробнее
Видео-лекции + практические задания с поддержкой преподавателя
Видео-курс лекций «Практика КПТ + Схема-терапии» с практическими заданиями
Этот курс будет полезен, если Вы хотите освоить КПТ и Схема-терапию на практике.
Вид обучения: Видео-лекции + Практические занятия | Подробнее
Видео-курс лекций «МАК в психологическом консультировании» с практическими заданиями
Хотите научиться работать с Метафорическими ассоциативными картами (МАК) на практике? Тогда этот курс для Вас.
Вид обучения: Видео-лекции + Практические занятия | Подробнее
Видео-курс лекций «Психические расстройства: как психологу распознать клиента с диагнозом и что делать?»
Вы психолог и хотите научиться работать с клиентами, страдающими расстройствами психики и вовремя их распознавать? Тогда этот курс для Вас.
Вид обучения: Видео-лекции + Практические занятия | Подробнее
Видео-курс лекций «Быстрые клиенты для психологов консультантов» с практическими заданиями
Если Вы начинающий психолог и не знаете, как привлекать клиентов, Вам в этом поможет онлайн-курс «Быстрые клиенты для психологов-консультантов».
Вид обучения: Видео-лекции + Практические занятия | Подробнее