Основным методом психологического консультирования является беседа. Вспомогательные методы — это наблюдение, активное слушание, воздействие.
Давайте рассмотрим детальнее особенности консультативной беседы. Вести беседу с клиентом не так просто, если вы начинающий специалист. Что же нужно знать начинающему консультанту?
Техника ведения беседы предполагает установление контакта с клиентом, стимулирование его высказываний, умение расставлять акценты и находить в его речи логические взаимосвязи. Такой диалог дает возможность собрать полную информацию об эмоциональном состоянии клиента, его проблеме.
Таким образом, во взаимодействии психолога и клиента происходит, как самораскрытие клиента, так и исцеление его внутренних травм при помощи целительного слова психолога-консультанта.
Наблюдение — не менее важный и современный метод психологического консультирования. Почему психологу нужно владеть навыками наблюдения?
Это откроет ему много информации о клиенте, его личностных характеристиках, поведении, установках. Психолог-консультант сможет увидеть невербальные и вербальные посылы клиента и понять, насколько его слова соотносятся с тем, что он (она) говорит.
Например, клиентка может говорить, что ненавидит своего мужа, но в ее глазах будет считываться обида и любовь к нему, хотя она будет это отрицать, прикрываясь ненавистью.
Активное слушание как метод, помогает более точно понять эмоциональные переживания клиента, создать зону доверия между психологом и клиентом. Психолог, слушая клиента, демонстрирует небезразличность к беседе, свой искренний интерес, проявляет доброжелательность, вовремя задает уточняющие вопросы.
Например: «Так ли я вас понял (поняла)?», «Вы хотели сказать, что…», «Да, я понимаю вас..». Если психолог не владеет навыками активного слушания ему будет очень трудно работать с клиентами. Задача психолога — «слышать» клиента, а не делать свои субъективные выводы о нем и мотивах его поступков. Начинающим психологам свойственно самостоятельно интерпретировать причину проблем клиента, не спрашивая у него самого. Это приводит к тому, что клиент уходит, раздраженный тем, что его так и не поняли.
Воздействие при котором меняется психическая реальность клиента и формируются новые для него переживания называют влиянием. Личность консультанта также является инструментом влияния. Воздействие психолога-консультанта заключается не столько в его словах, а и в его личности.
Результативность консультации определяется не только применением техник и методов, а и во многом гармоничностью отношений консультанта и клиента. Психологу следует создать необходимые условия для трансформации душевной жизни клиента, быть «сапожником с сапогами», умеющим сопереживать, сочувствовать, проявлять искренность, открытость, эмпатично сопереживать.
Что касается методов и техник психологического консультирования, психолог может выбирать любые, в зависимости от своего опыта и полученных знаний. Главное — техники должны решать проблему клиента. Это когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия, гештальт-терапия, символдрама.
Практика психологии
Практика психологического консультирования
Обучение психологическому консультированию через практику.
Вид обучения: Практические занятия | Подробнее
Практика бизнес психологии
Обучение экономической и бизнес психологии.
Вид обучения: Практические занятия | Подробнее
Практика КПТ + Схема-терапии
Обучение методу КПТ (когнитивно-поведенческой терапии и схема-терапии) через практику.
Вид обучения: Практические занятия | Подробнее
Практика детской психологии
Обучение детской психологии через практику.
Вид обучения: Практические занятия | Подробнее