Номер телефона (WhatsApp, Telegram)

+7 (920) 979-93-09

Email

office@psy-mentor.ru

Часы работы

Пн - Пт: 9:00 - 18:00 (МСК)

КПТ хорошо адаптируется под работу с детьми и подростками, но требует особого языка, формата и методов.

В этой статье рассмотрим вопрос подробнее.

Ирина Ревякина
Руководитель обучения, преподаватель, автор материалов psy-mentor.ru

КПТ для детей и подростков: чем она отличается

Когнитивно‑поведенческая терапия давно зарекомендовала себя как эффективный метод при тревоге, депрессии, поведенческих трудностях и ряде других проблем у взрослых. КПТ для детей и КПТ для подростков опирается на те же принципы, но подается в более понятной, игровой и наглядной форме. В центре внимания — мысли, эмоции и поведение ребенка в конкретных жизненных ситуациях: дома, в школе, со сверстниками.

Детская КПТ учитывает возрастные особенности мышления и эмоций. С младшими школьниками больше используются метафоры, рисунки, сказки и персонажи, с подростками — диалог «на равных», примеры из их реальной жизни, опора на ценности и цели. Важной частью работы становится сотрудничество с родителями и, при необходимости, со школой.

Основные принципы детской КПТ

КПТ для детей и подростков строится вокруг нескольких ключевых принципов:

  • Понятность и конкретность. Вместо абстрактных терминов используются простые формулировки: «мысли‑помощники» и «мысли‑забияки», «красная тревога», «план действий», «лестница смелости».
  • Активное участие ребенка. Ребенок или подросток не просто слушает, а участвует: рисует, заполняет карточки, придумывает примеры, пробует новые стратегии в жизни.
  • Фокус на “здесь и сейчас”. КПТ работа с подростками и детьми помогает разобраться с текущими трудностями: страхами, конфликтами, учебными нагрузками, самооценкой, трудностями общения.
  • Структура и предсказуемость. У сессий есть понятное начало, середина и завершение, часто используются визуальные планы, чтобы ребенок видел, что и зачем происходит.

КПТ для детей: формат и методы

КПТ для детей младшего и среднего школьного возраста строится так, чтобы ребенку было увлекательно и безопасно.

Важные элементы:

  • Игровые метафоры. Эмоции могут изображаться в виде героев, монстриков или цветов светофора. Мысли — как «сообщения в голове», которые можно проверять и выбирать, слушать их или нет.
  • Рисунки и визуальные схемы. Вместо таблиц — комиксы, карты, рисунки «как мысль влияет на настроение и поступки». Так легче объяснять связи «ситуация — мысль — эмоция — действие».
  • Мини‑домашние задания. Очень маленькие шаги: отметить, когда «пришел страх», попробовать новую реакцию, выбрать «мысль‑помощника» и рассказать на следующей встрече, что получилось.

Часто детская КПТ включает элементы обучения навыкам: как просить о помощи, как реагировать на насмешки, как справляться со страхом темноты, контрольных, выступлений и т.д.

КПТ для детей

КПТ для подростков: работа “на одной волне”

КПТ для подростков больше похожа на взрослый формат, но с учетом подросткового возраста. Здесь важно сочетать структуру метода и уважительное отношение к автономии и чувствам подростка.

Основные акценты:

  • Диалог вместо лекций. Подростку важно чувствовать, что его слышат, а не «учат жизни». Обсуждаются реальные ситуации: экзамены, конфликты с родителями, отношения со сверстниками, самооценка, социальные сети.
  • Прямой разговор о мыслях и чувствах. КПТ работа с подростками включает анализ автоматических мыслей («я хуже других», «если я ошибусь, меня осудят»), влияние этих мыслей на эмоции и поведение (избегание, агрессия, закрытость).
  • Совместный поиск стратегий. Вместо готовых советов подростку предлагается вместе искать варианты: как еще можно посмотреть на ситуацию, что можно попробовать сделать по‑другому, какие шаги реально ему подходят.

С подростками хорошо работают визуальные схемы, дневники настроения, приложения, короткие письменные задания и обсуждение того, как навыки КПТ можно применять в «реальной жизни», а не только в кабинете.

Типичные запросы для КПТ у детей и подростков

КПТ для детей и подростков применяется при разных запросах, среди них:

  • тревожные расстройства (страхи школы, выступлений, темноты, разлуки, ошибок);
  • депрессивные состояния и сниженное настроение;
  • повышенная тревожность, сомнения, самокритика;
  • трудности общения со сверстниками, буллинг, замкнутость;
  • нарушения поведения (вспышки гнева, сильное упрямство, импульсивность) — в рамках комплексного подхода;
  • проблемы с учебной мотивацией, прокрастинация.

Важно, что КПТ при работе с детьми и подростками часто сочетает индивидуальные встречи с ребенком и консультирование родителей.

Роль родителей в детской КПТ

Успех КПТ для детей во многом зависит от участия взрослых.

Родителям помогают:

  • понять, как устроены тревога, гнев, грусть у их ребенка;
  • замечать и поддерживать маленькие успехи, а не только «проблемы»;
  • менять собственные реакции, которые невольно закрепляют трудное поведение (например, чрезмерное спасательство или жесткую критику);
  • создавать дома условия, где ребенку легче тренировать новые навыки.

Иногда часть сессий проходит только с родителями, чтобы выстроить единую стратегию поддержки. Это особенно важно в сложных ситуациях, когда есть конфликты в семье или сильные изменения в жизни ребенка.

КПТ для подростков

Примеры техник в КПТ для детей и подростков

В практике используются разные методы, адаптированные под возраст:

  • “Дневник настроения” или “термометр эмоций”. Ребенок отмечает, какие чувства и с какой силой он испытывает в течение дня.
  • “Ловец мыслей”. Игра или упражнение, где ребенок учится замечать мысли и отличать факты от страшных фантазий.
  • “Лестница смелости”. Составление списка пугающих ситуаций — от менее страшных к более сложным — и постепенное их «прохождение» с поддержкой.
  • Ролевые игры. Проигрывание сложных ситуаций (насмешки, конфликт, отказ) и упражнение в новых способах реагирования.

У подростков эти техники часто дополняются более “взрослыми” заданиями: ведение дневника мыслей, постановка целей, планирование шагов, анализ того, что помогло, а что — нет.

Когда КПТ особенно полезна для детей и подростков

КПТ для детей и подростков особенно эффективна, когда:

  • есть конкретные тревоги, страхи, избегание;
  • наблюдаются устойчивые негативные мысли о себе («я не такой», «я хуже», «я все порчу»);
  • важно научить ребенка или подростка конкретным навыкам: справляться со страхом, общаться, выражать и регулировать эмоции;
  • родители готовы участвовать в процессе и поддерживать изменения дома.

При более сложных состояниях (тяжелая депрессия, выраженная травма, расстройства личности, серьезные семейные конфликты) КПТ может быть частью более комплексной программы, в которую входят другие подходы и работа нескольких специалистов.

КПТ для детей и подростков — это не «упрощенная версия взрослой терапии», а самостоятельный, адаптированный формат, который учитывает возраст, интересы и жизненный контекст ребенка. Хорошо выстроенная детская КПТ помогает не только снизить симптомы здесь и сейчас, но и формирует у ребенка или подростка фундаментальные навыки — понимать себя, свои мысли и чувства, выбирать более здоровые способы реагирования и просить о помощи, когда она нужна.

Наставничество

Практическая психологияБизнес наставничество для практикующих психологов

 

Вид обучения: Практические занятия | Подробнее

 

 

Индивидуальная супервизия для начинающих и продвинутых психологовИндивидуальная супервизия для начинающих и продвинутых психологов

 

Вид обучения: Практические занятия | Подробнее

 

 

КПТ + Психологическое консультированиеКПТ обучение — когнитивно-поведенческая терапия + психологическое консультирование.

 

Вид обучения: Практические занятия | Подробнее

 

Теги по теме

КПТ терапия | принципы КПТ | обучение КПТ | КПТ критика | КПТ при РПП | КПТ при ОКР | КПТ при депрессии | КПТ при бессоннице | КПТ при тревоге

Рекомендованные статьи

Email
WhatsApp
Telegram
Phone
WhatsApp
Phone
Email
Telegram