Номер телефона (WhatsApp, Telegram)

+7 (920) 979-93-09

Email

office@psy-mentor.ru

Часы работы

Пн - Пт: 9:00 - 18:00 (МСК)

Чувствуете, что жизнь потеряла смысл, кажется Вам пустой и не интересной? Вас больше ничего не радует и есть ощущение, что Вы находитесь в депрессии?

Сегодня поговорим о том, что значит экзистенциальный кризис и как выйти из экзистенциального кризиса.

Ирина Ревякина
Руководитель обучения, преподаватель, автор материалов psy-mentor.ru
Записаться на консультацию

Что значит экзистенциальный кризис

Экзистенциальный кризис это простыми словами отсутствие смысла жизни. Дело в том, что любой человек рано или поздно задается вопросом: «Зачем я живу?», «В чем смысл моего существования?». Если смысл не находится, значит налицо экзистенциальный кризис. Такой человек ощущает бессмысленность жизни, тревогу, отчаяние, возникает апатия и нежелание что-либо делать.

В период кризиса продолжается поиск ответа на вопрос: «Кто Я?».

Хочется погрузиться внутрь себя, чтобы понять суть жизни, существования, происходящее вокруг. По сути, мы имеем дело с духовным (личностным) кризисом, который подсвечивает старые, отжившие установки, нуждающиеся в изменениях. При этом новых еще нет и не понятно, как и на что опираться внутри себя, чтобы ощущать внутреннюю свободу и удовольствие от жизни.

Таким образом, экзистенциальный кризис личности связан с утратой прежнего Я, потерей устаревших убеждений, но в тоже время желанием ухватиться за них и не отпускать. В этом и есть глубокий внутренний конфликт, проявляющийся в одиночестве, беспомощности, негативных эмоциях и даже различных зависимостях.

Так человек стремиться преодолеть внутреннюю пустоту и ощущение бессмысленности человеческого существования. Об этом много написано в трудах знаменитых психологов-экзистенциалистов — Виктора Франкла, Альфрида Лэнгле, Джеймса Бьюдженталя, Ирвина Ялома, Ролло Мэя.

Причины экзистенциального кризиса

Экзистенциальный кризис. Как найти смысл жизни?Одной из распространенных причин являются стрессовые события в жизни человека: болезнь, смерть близкого человека, развод, переезд на новое место жительства, выход на пенсию и т. д. Кризисные ситуации, в которые мы попадаем, запускают тревогу, беспокойство и создают ощущение неудовлетворенности жизнью. Например, не удается найти работу, отвечающую ценностям.

Это порождает внутренний конфликт между «я должен» и «я хочу».

Отсутствие цели (смысла) в жизни вторая причина. Целью может быть самореализация в работе, семье. Когда нет цели, человек попадает в вакуум повседневности и у него нет понимания, куда ему двигаться. Например, создать успешный проект и реализовать себя в качестве руководителя этого проекта. Отличная цель, не правда ли?

Третья причина — это психологические проблемы. Не возможность найти себя, применить свои таланты, страхи, негативные эмоции, не проработанные психотравмы. Все эти нерешенные вопросы, приводят к серьезным личностным кризисам и ощущению, что жизнь бессмысленна. Если не разрешать эти внутренние противоречия, экзистенциального кризиса никак не удастся избежать.

Характерные особенности экзистенциального кризиса

Признаки экзистенциального кризиса заключаются в том, что человек сталкивается с чувством бессмысленности жизни. Его накрывает переживание глубокой внутренней пустоты, как-будто внутри нет ничего. Такому человеку трудно думать о будущем в позитивном ключе, активизируется страх перед тем, что его ждет дальше, подавленность от неопределенности.

С каждым днем он погружается в состояние одиночества и отгораживается от окружающего мира, становится отшельником, переживающим отчаяние, ненужность и отчуждение. Так может возникнуть нервное истощение и болезни.

Мы рассмотрели острые симптомы проявления экзистенциального кризиса. Но далеко не всегда они бывают такими, поскольку ощущение личностного кризиса, может наблюдаться в виде неудовлетворенности жизнью, желанием поменять работу, развестись, освоить новую профессию. Но эти ощущения не переживаются человеком в такой острой форме.

Когда возникает экзистенциальный кризис

Экзистенциальный кризис. Как найти смысл жизни?Первый экзистенциальный кризис происходит в зависимости от проживания человеком определенного жизненного этапа. Кроме того, экзистенциальные кризисы, тесно связаны с возрастными кризисами. Это означает, что на протяжении жизни, человек проживает подростковый и юношеский кризис, кризис среднего и позднего возраста.

На каждом из этих этапов ему нужно найти цель жизни и смыслы. Например, подростку нужно выбрать профессию, которая будет полезна обществу и отвечать его способностям и т. д. И здесь мы сталкиваемся с вопросом ценностей. Такой вопрос себе задают люди, находящиеся в более зрелом возрасте. Их беспокоит вопрос: «А что для меня действительно важно в жизни?».

Если ответ не находится, возникает ценностный кризис, его можно назвать кризисом смыслов. Он сопровождается негативными переживаниями, болью, чувством вины, сожалением о том, что не было сделано.

В позднем возрасте человек сталкивается со страхом смерти, его мысли обращены в прошлое, меньше в будущее. Если эти переживания не находят выход, человек может погрузиться в депрессию, остро ощущать бессмысленность жизни, так и не найти опору для дальнейшего существования, в виде семьи, например, и даже заболеть.

Пример экзистенциального кризиса

Рассмотрим кризис среднего возраста. Это период 40 лет, который характеризуется оценкой своих предыдущих достижений в жизни. В это время, человек, как правило, оглядывается назад в прошлое и сопоставляет его с настоящим, размышляя о том, удалось ли ему достичь поставленных целей в карьере, семье. Если не удалось, это приводит к разочарованию в себе, жизни, сожалению об упущенных возможностях.

Какие события провоцируют возникновение этого кризиса? Это могут быть проблемы со здоровьем, потеря работы, развод.

В этот период нужно искать новые смыслы, повышать уверенность в себе, возможно, менять профессию, чтобы ощущать удовлетворенность жизнью.

Например, в этом возрасте у многих людей возникает потребность в самопознании, саморазвитии и их выбор останавливается на освоении профессии психолога, поскольку хочется помочь себе и другим, преодолеть этот личностный кризис.

Как выйти из экзистенциального кризиса

Экзистенциальный кризис. Как найти смысл жизни?В первую очередь, искать смыслы. В этом поможет психотерапия. Если не удается найти опоры в жизни, стоит на приеме у психолога разобраться в себе и понять, что для Вас важно на данный момент времени.

Часто это завуалированные потребности, которые человек не может по каким-то причинам удовлетворить.

Задача — найти способы удовлетворения этих потребностей и стать счастливее.

Кроме того, проработать личностные кризисы.

Например, если женщина так и не вышла замуж, но она по-прежнему хочет семью и детей, стоит сосредоточится на решении этого вопроса.

Так жизнь станет сразу наполнена смыслами и придет желаемая реализация в роли жены и матери.

Работа с негативными установками поможет избавиться от ограничивающих убеждений, препятствующих личностному росту и развитию.

Например, убеждение, что «мир бессмыслен», может трансформироваться в более позитивную форму — «мир безграничен и в нем существует много возможностей для самореализации».

Другой пример негативной установки: «Я никчемный и беспомощный человек, поэтому не смогу найти себя в этой жизни». Ее стоит пересмотреть в сторону позитивных умозаключений, не разрушающих личность, например, «я буду работать над собой, чтобы стать увереннее и реализоваться в любимой профессии».

Тест на экзистенциальный кризис

Предлагаем пройти «Тест смысложизненных ориентаций» (автор Д. А. Леонтьев). Тест смысложизненных ориентаций представляет собой адаптированную версию теста «Цель в жизни» (Дж. Крамбо и Л. Махолика).

Методика включает в себя 5 субшкал:

  1. Шкала «Цели в жизни». Баллы, набранные по данной шкале, позволяют оценить степень представленности в жизни испытуемого целей в будущем (наличие/отсутствие), которые придают жизни человека осмысленности, направленность и временную перспективу.
  2. Шкала «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Баллы по данной шкале характеризуют то, насколько интересным, эмоционально насыщенным и наполненным смыслом воспринимает испытуемый процесс своей жизни.
  3. Шкала «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией». Данная шкала характеризует субъективную оценку испытуемого продуктивности и осмысленности прожитой части его жизни.
  4. Шкала «Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни)». Баллы по данной шкале отражают представления испытуемого о силе своей личности и об уверенности в своих способностях.
  5. Шкала «Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни». Баллы по данной шкале отражают степень уверенности испытуемого в собственных способностях контролировать свою жизнь. Первые три шкалы («цели», «процесс», «результат») представляют собой собственно смысложизненные ориентации в трех временных координатах – будущем, настоящем и прошлом. Две другие шкалы («локус контроля-Я» и «локус контроля-Жизнь») характеризуют два разных аспекта внутреннего локуса контроля. Также вычисляется общий показатель осмысленности жизни (интегральный показатель) на основании суммы баллов по всем 20 пунктам методики.

Тест на экзистенциальный кризис

Инструкция

Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача — выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Обработка результатов:

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) -полюсу ее отсутствия.

В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты — 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты — 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.
Общий показатель ОЖ — все 20 пунктов.
Субшкала 1 (цели) — 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2 (процесс) — 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала З (результат) — 8, 9, 10, 12, 20.
Субшкала 4 (локус контроля — Я) — 1, 15, 16, 19.
Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) — 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Интерпретация результатов:

  1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.
  2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
  3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, у которого, по ощущениям, все в прошлом, но также это прошлое способно придать смысл жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.
  4. Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
  5. Локус контроля — жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
1. Обычно мне очень скучно.3210123Обычно я полон энергии.
2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.3210123Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.
3. В жизни я не имею определенных целей и намерений.3210123В жизни я имею очень ясные целя и намерения.
4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.3210123Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной н целеустремленной.
5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие.3210123Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.
6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.3210123Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.
7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.3210123Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.
8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.3210123Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.
9. Моя жизнь пуста и неинтересна.3210123Моя жизнь наполнена интересными делами.
10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.3210123Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.
11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.3210123Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.
12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.3210123Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.
13. Я человек очень обязательный.3210123Я человек совсем не обязательный.
14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.3210123Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.
15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.3210123Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.
16. В жизни, а еще не нашел своего призвания и ясных целей.3210123В жизни я нашел свое призвание и целя.
17. Мои жизненные взгляды еще не определились.3210123Мои жизненные взгляды вполне определились.
18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.3210123Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.
19. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.3210123Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.
20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение.3210123Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.
Литература: Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.

Литература по теме

  1. Виктор Франкл «Человек в поисках смысла». В этой книге автор описывает свой опыт пребывания в нацистском лагере, где ему удалось преодолеть страдания и отыскать смысл жизни.
  2. Виктор Франкл «Воля к смыслу». По мнению автора книги, воля к смыслу — это важная мотивация человека, а не стремление к удовольствию и власти. Человек свободен выбирать смыслы своего существования.
  3. Альфрид Лэнгле  «Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия». В этой книге автор размышляет о том, как человек формирует свое отношение к жизни, как найти смысл жизни в трудных ситуациях, как найти свой путь и не разочароваться в жизни.
  4. Ролло Мэй «Человек в поисках себя». Книга расскажет о том, как быть собой, создать жизнь, наполненную смыслами, целями и своими собственными желаниями.
  5. Ирвин Ялом «Вопрос смерти и жизни». Если Вы ищете смысл жизни — эта книга станет для Вас настоящей опорой. Автор поделится опытом, как ценить каждый момент жизни, любить друг друга и просто жить.

Приглашаем принять участие в обучении

Практическая психологияПрограмма профессиональной переподготовки по специальности «Практическая психология». Специализация: «Практический психолог-консультант» (624 часа)

Обучение психологическому консультированию через практику.

Вид программы: Профессиональная переподготовка | Подробнее

 

Бизнес психологияПрограмма профессиональной переподготовки по специальности «Бизнес психология». Специализация: «Практический бизнес-психолог» (340 часов)

Обучение экономической и бизнес психологии.

Вид программы: Профессиональная переподготовка | Подробнее

 

Программа профессиональной переподготовки по специальности «КПТ и Схема-терапия»Программа профессиональной переподготовки по специальности «КПТ + Схема-терапия». Cпециализация: «Психолог-консультант. Специалист по когнитивно-поведенческой психотерапии» (250 часов)

Обучение методу КПТ (когнитивно-поведенческой терапии и схема-терапии) через практику.

Вид программы: Профессиональная переподготовка | Подробнее

Рекомендованные статьи

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Email
WhatsApp
Telegram
Phone
WhatsApp
Phone
Email
Telegram