Основные этапы психологического консультирования: начальный, выявление проблемы клиента, планирование изменений и оказание воздействия, завершение консультирования.
Начальный этап психологического консультирования
Этап предполагает установление контакта с клиентом и заключение рапорта (контракта) на дальнейшую работу. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом, собирает информацию о нем и его проблеме, создает доверительную атмосферу, чтобы клиент смог раскрыться и рассказать все, что его беспокоит.
Если клиент понимает в чем ему нужно разобраться и он (она) готов к этому, между психологом и клиентом заключается контракт на дальнейшие сессии (обсуждается количество встреч, условия оплаты, опоздания).
Следующий этап — выявление проблемы клиента
На этом этапе определяется суть проблемы клиента и формулируются задачи, которые будут разрешаться в процессе консультативного взаимодействия. Клиент детализирует свою ситуацию, рассказывает, что он (она) чувствует в связи с этим.
Это могут быть:
- проблемные взаимоотношения с ребенком («не слушается», хочу понять, что делать),
- на работе («все плохо»),
- в семье («меня не понимают»),
- с самим собой («тяжелый характер», «неуверенность в себе»).
Следовательно — клиент хочет изменить то, что его не устраивает и готов к этому.
Желательно конкретизировать, что клиент хочет получить от консультаций. Поэтому на данном этапе нужно стимулировать клиента максимально детально описать его сложную ситуацию, задавать ему уточняющие вопросы и помочь сформулировать запрос.
Чем четче будет понятно, в чем вопрос, тем лучше для работы. Далее психолог выдвигает консультативные гипотезы и обсуждает их вместе с клиентом. Задача психолога-консультанта расставить акценты так, чтобы клиент увидел то, что раньше не замечал, а благодаря грамотному анализу со стороны психолога, смог еще осознать и почувствовать.
Этап планирования изменений и оказание воздействия
На этапе планирования изменений и оказание воздействия, обсуждаются возможные варианты реагирования клиента в проблемной для него ситуации, которые бы улучшили его жизнь. Стоит также обсудить препятствия, которые могут помешать клиенту воплощать свое «новое» поведение в «старой» ситуации.
Главное на этом этапе — использовать подходящие техники коррекционного воздействия, чтобы решить проблему (гештальт-терапию, психодраму, КПТ и т. д.). В идеале клиент должен получить важные осознания про свою ситуацию и захотеть применять новый опыт реагирования, а не действовать по-старому.
Последний этап — это завершение консультирования
Это этап подведение итогов психологического консультирования, обсуждения вопросов по дальнейшему взаимодействию психолога и клиента (при необходимости с другими специалистами, например, психиатром).
Психолог-консультант анализирует, насколько цели и задачи консультативных встреч реализованы, в каком эмоциональном состоянии находится клиент и насколько он мотивирован двигаться вперед.
Практика психологии
Практика психологического консультирования
Обучение психологическому консультированию через практику.
Вид обучения: Практические занятия | Подробнее
Практика бизнес психологии
Обучение экономической и бизнес психологии.
Вид обучения: Практические занятия | Подробнее
Практика КПТ + Схема-терапии
Обучение методу КПТ (когнитивно-поведенческой терапии и схема-терапии) через практику.
Вид обучения: Практические занятия | Подробнее
Практика детской психологии
Обучение детской психологии через практику.
Вид обучения: Практические занятия | Подробнее